Введение прикорма: как, чем, когда?

Введение прикорма: как, чем, когда?

Всеми признано, что материнское молоко – это единственная идеально подходящая пища для младенцев. Однако, рано или поздно каждая семья начинает задаваться вопросом и о том, как грудному малышу ввести прикорм. Каким должен быть переход к другим видам пищи до сих пор остается поводом для многочисленных дискуссий, исследований и гипотез.

Отчего это происходит? С одной стороны, несомненно, малыш в свое время приобщится к питанию семьи. С другой стороны, возникает масса спорных вопросов – когда и как это должно произойти. Каким должен быть этот самый первый прикорм и в какой срок его предлагать?

Отчего возникают подобные вопросы в настоящее время? Ведь дети как-то переходили от материнской груди за общий стол и раньше. Но время течет, многое в нашей жизни меняется, это касается и нашего питания. Невозможно не говорить о том, что изменения затронули способы выращивания продуктов, используемых в пищу; типы питания, способы приготовления и хранения; разнообразие доступных продуктов. И, к счастью, естественный отбор уже не так строго сохраняет только абсолютно здоровых малышей, а распространенность межэтнических браков (смешение генотипов) может дать непредсказуемую реакцию на разные виды питания. Прибавим сюда накопление медицинских знаний об особенностях пищеварения и развития иммунитета детей.

В итоге, как мы видим, самое главное, что мы можем с легкостью использовать в опыте наших предков в вопросах прикорма – это педагогика формирования пищевого поведения. То есть определенные правила отношения к питанию и поведения за столом.

Строгая медицина утверждает, что профилактика болезней лучше их лечения, и призывает относиться к началу введения прикорма как к медицинской процедуре – все по схеме, все в точных неизменных пропорциях и определенной последовательности (которая, к удивлению, многих, меняется чаще, чем успевает повзрослеть поколение). Медицине вторит огромнейшая отрасль пищевой промышленности, для которой производство продуктов детского питания приоритетное и статусное направление – не каждое предприятие сможет обеспечить стандарты безопасности на должном уровне.

Но более всего эта теория строжайших мер прикорма и важности «особенной» детской пищи поддерживается загруженными работой родителями, для которых приобретение специального питания для своих дорогих чад – жест любви и признания, особенно если подобная процедура поглощает немалую долю семейного бюджета. Именно увеличение доли работающих матерей в свое время вызвало толчок развитию промышленного производства детского «специального» питания.

Но как же поступить тем, кто считает необходимым следовать принципам питания, свойственным его семье и не желающим попадания в «баночную» зависимость? Прежде всего – соединить мудрость предков и современные представления о человеческой физиологии. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста ВОЗ ЮНИСФ (https://www.who.int/features/qa/57/ru/) утверждает, что дети грудного возраста особенно уязвимы во время переходного периода, когда начинается прикорм. Таким образом, для удовлетворения их потребностей в питании требуется, чтобы прикорм был:

· своевременным, т.е. он должен быть введен тогда, когда потребность в энергии и питательных элементах превышает то, что может быть предоставлено посредством исключительного и частого грудного вскармливания. Тот же авторитетный источник устанавливает понятие своевременности введения прикорма – не ранее 6 месяцев для здорового малыша, находящегося на исключительно грудном вскармливании. Именно в таком возрасте пищеварительная, ферментная, иммунная системы ребенка «дозревают» до употребления новых видов питания. Дети с проблемами со здоровьем (пищевыми расстройствами, склонностью к аллергиям, отставанием в развитии, нуждавшихся в докормах заменителями грудного молока или приеме лекарств) подобной готовности могут не проявлять.

· адекватным, т.е. с достаточным количеством энергии, белков и питательных микроэлементов для удовлетворения возрастающих потребностей ребенка в питании; состоящим из продуктов, повышающих питательную и энергетическую ценность получаемого малышом питания. На практике это означает приобщение ребенка к разнообразной здоровой пище, потребляемой в семье, а не переход с материнского молока на картофельное пюре или манную кашу.

· безопасным, т.е., пища должна готовиться и храниться в гигиенических условиях, а кормление производиться чистыми руками из чистой посуды. К счастью, современные условия жизни большинства семей удовлетворяют этому условию.

· правильным, т.е. ребенка должны кормить в соответствии с его запросами и признаками насыщения, а частота кормления и метод приема пищи – при активном поощрении ребенка даже во время болезни к ее потреблению руками, ложкой или самостоятельно – соответствует данному возрасту. Это будет способствовать формированию у ребенка интереса к еде, принятому в обществе пищевому поведению и способствовать профилактике пищевого насилия.

Как же следует подготовиться к переходному периоду в питании малыша?

Во-первых, не делать из питания семьи таинства, во время которого недопустимо присутствие ребенка. Берите малыша с собой на руках за общий стол даже тогда, когда о введении прикорма размышлять еще рано. Пусть у него формируется представление о том, что подобные посиделки – очень важная часть жизни всей семьи, и он подрастает полноценным ее участником. Позволяйте ему изучать столовые приборы, повторять движения взрослых за едой, присматриваться к установленным правилам.

Во-вторых, обеспечьте себе надежный тыл знаний. Выясните семейную предрасположенность к аллергиям и непереносимости продуктов.

В-третьих, можно обратиться к накопленному мировому опыту и с осторожностью отнестись к следующим продуктам питания детей до года, чаще всего вызывающим аллергическую реакцию:

· куриные яйца, особенно белок

· мед

· пшеница (и глютен в частности)

· цельное коровье молоко

· арахис

· соя

· шоколад (в том числе какао-масло)

· цитрусовые

· морепродукты, особенно не прошедшие термообработку

· грибы

· а также любые испорченные или сомнительные продукты.

В-четвертых, заняться оздоровлением питания семьи: исключить продукты, содержащие искусственные красители, консерванты, сократить количество вкусовых добавок в общих блюдах, исключить экзотические продукты из повседневного меню.

Каждая мама может самостоятельно принять решение, с какого продукта будет начинаться прикорм для ее малыша. Это могут быть овощи: кабачок, брокколи, цветная капуста или каши: кукурузная, гречневая, рисовая.

Обратить внимание на моменты, затронутые в данной статье, важно всем родителям, которые столкнулись с проблемами при введении прикорма. А также тем, у кого детки мало и плохо едят (очень избирательны в еде) и тем, кто хочет научить своего кроху самостоятельности и аккуратности за столом.

Если Вы уже задумались о введении прикорма своему ребенку или уже начали давать что-то пробовать своему малышу, если на пути освоения Вашим малышом новой пищи появились какие-либо трудности, Вы можете обратиться к консультанту по грудному вскармливанию, консультантам по прикорму. Консультант подробно расскажет вам какие есть схемы введения прикорма, о плюсах и минусах разных типов прикорма (педиатрического прикорма, педагогического прикорма), удобном совместном расположении за столом родителей и уже подросших детей, расскажет об организации совместных приемов пищи как в первое время, так и в более старшем возрасте ребенка. Кроме того, вы сможете подробно обсудить любые вопросы организации грудного вскармливания после введения прикорма ребенку.

Юлия Чистова, консультант по грудному вскармливанию

(под ред. Алёны Коротковой, психолога, консультанта по грудному вскармливанию)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 ( 4,79 из 5 )
Загрузка...